Мой сосед – музыкант. Его отношения с техникой парадоксальны: он технику любит, но обращается с ней грубо и невежественно. Она в свою очередь его терпит, но периодически мелко мстит. Вчера его «Лада Калина» зажгла ему жёлтую лампочку «проверь двигатель». В целом работа двигателя осталась прежней, но сосед запаниковал.
Я хорошо помню, как нервничал, когда пересаживался с карбюраторной машины на впрысковую. А всё потому что я не имел ни малейшего представления, чем отличается работа впрыскового мотора. Чтобы не паниковать, как мой сосед, нужно знать совсем немного из основ.
Два типа датчиков
Для водителя
В прежние времена датчики служили для того, чтобы указатели на приборной панели информировали водителя о работе двигателя. Водитель ориентируясь на их показания приводил в действие те или механизмы, чтобы движок работал в оптимальном режиме.
Таков, например, указатель температуры охлаждающей жидкости.
Для компьютера
Сегодня работу мотора непрерывно контролирует и корректирует бортовой компьютер. Ему для работу нужно много детальной информации, которую он получает от специальных датчиков.
Если сигнал от датчика выходит за допустимые пределы, компьютер зажигает лампочку «проверь двигатель». Далее возможно три варианта:
1. Компьютер перестаёт учитывать данные от этого датчика и пользуется значениями, которые остались в его памяти. Сам датчик отключается.
2. Компьютер рассматривает «неправильные» сигналы как признак неисправности и изменяет работу мотора, чтобы уменьшить возможный ущерб.
3. Без показаний этого датчика мотор работать не будет и двигатель останавливается.
Датчики на примере
Датчик массового расхода воздуха и датчик детонации служат для того, чтобы расход топлива был минимальным, а мощность мотора – максимальной. Первый датчик расположен на корпусе воздушного фильтра, второй – на блоке цилиндров.
Если один или оба выйдут из строя, загорится «вертолёт», но двигатель продолжит работать почти как прежде.
Датчик кислорода (лямбда-зонд) ввёрнут в корпус катализатора и непрерывно контролирует полноту сгорания топлива. Если он обнаружит, что в выхлопных газах увеличилось содержание несгоревшего топлива, компьютер начнёт отключать подачу бензина в «подозрительные» цилиндры. Движок начнёт «троить» и загорится «вертолёт».
Наконец, есть датчик, без которого двигатель не работает: датчик вращения коленвала.
Именно поэтому некоторые шофера старой закалки рекомендуют иметь его в машине про запас. Если по какой-то причине датчик «умрёт» в дороге – машина не двинется с места.
Примерно такую лекцию я прочёл соседу.
Поскольку в работе мотора на его машине не было заметно ничего особенного, я посоветовал ему продолжать спокойно ездить, но при первом же удобном случае заехать в сервис на диагностику. Мастер подключится к бортовому компьютеру, получит код ошибки и по нему можно будет определить, какой датчик себя проявил.
Коллеги, поделитесь в комментариях, по каким причинам загоралась жёлтая лампочка в вашей практике.
Комментарии (2)
У меня — два раза. Оба раза — лямбда-зонд (второй). Кстати -наиболее частая причина появления «чека» на многих машинах. Первый раз — помер датчик. Второй — обрыв одного из проводов на выходе с датчика (как?!!). Тоже замена.
Самому лучше не мучиться — нужен специальный ключ или головка, на заводе порой резьбу не смазывают и в таком случае откручивается очень тяжело (мой случай). В отличие от первого лямбда-зонда, который на порядок доступнее и для своей смены специнструмента не требует. Обязательно при замене смазать резьбу датчика графитсодержащей смазкой (можно смазкой для шрусов) — мало ли, зачем вам повторно столько времени терять?
Неисправность второго лямбда-зонда приводит только к повышенному расходу топлива до выхода каталитического нейтрализатора на рабочий режим (первые 5-10 минут работы двигателя) и постоянному «чеку», который нервирует водителя и пассажиров.