Мой сосед – местами очень странный дядька. Вроде и неглупый мужик. И за рулём уже больше двадцати лет… Но к аккумуляторам относится как к «священному Граалю»: никогда сам не касается его обслуживания. Чаще всего обращается ко мне. Я не отказываю – делов на пять минут. Не верите?
Обслуживание аккумулятора в моём понимании включает:
1. Проверить уровень и плотность электролита.
2. Проверить напряжение зарядки.
3. Протереть тряпочкой вокруг и около, смазать клеммы.
Ввиду наступившей осени и приближающейся зимы убедиться в том, что аккумулятор в норме – самое время.
Повышенная сырость для электрики сама по себе испытание (возрастают утечки тока через изоляцию, окисляются электрические соединения). Понижение температуры воздуха напрямую влияет на пусковые возможности аккумуляторной батареи.
Электролит
В этом деле единственный и незаменимый инструмент – ареометр. Проверяю плотность электролита – 1,26. Чуточку маловато. Это говорит о том, что сейчас мой аккумулятор заряжен не полностью, а примерно на 80%.
На фото видно, что изготовитель ареометра специально для «чайников» выделил зону «правильной плотности» зелёным цветом. Полностью заряженный аккумулятор имеет плотность электролита 1,27-1,29 г/куб.см.
Уровень электролита в моей батарее сейчас примерно на 7-8 мм ниже контрольных отверстий. После летней эксплуатации это совершенно нормально. Под капотом возле горячего двигателя батарея всегда нагрета и вода из электролита элементарно испарилась, что и привело к уменьшению уровня.
Зарядка
Для нормальной зарядки напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть в пределах 14,2-14,8 Вольт.
Беру цифровой мультиметр и подключаю к клеммам. Завожу двигатель и включаю фары, чтобы нагрузить генератор. Двигатель работает «на холостых». 14,36 Вольт – в пределах нормы.
Важно:
Холодный генератор выдаёт напряжение более высокое. Для точных измерений проводите их после поездки.
Внешний осмотр
Верхняя крышка аккумулятора слегка «потеет» электролитом из-под пробок. Протираю её салфеткой.
Клеммы, а заодно и всю высоковольтную часть зажигания смазываю специальным средством для проводов. Если у вас нет такого красивого баллончика, воспользуйтесь обыкновенной «ведешкой».
Вердикт
Все параметры «пациента» в норме. В ближайшие выходные сниму его с машины, долью дистиллированной воды, чтобы поднять уровень электролита, и подзаряжу до нормальной плотности.
Коллеги!
Не бойтесь надвигающейся зимы: держите ноги в тепле, а аккумулятор «в тонусе»!
Комментарии (6)
Собрано на базе здоровенного трансформатора и, что для меня принципиально, с ручной регулировкой зарядного тока и стрелочным амперметром.
или электролит тоже можно долить?
Батарея с начавшейся сульфотацией не заряжается, плотность электролита во время зарядки не увеличивается и не достигает нормальных 1,27. А это, в свою очередь значит, что ёмкость батареи тоже меньше, чем у исправной и она садится быстрее.
Электролит с недостаточной плотностью замерзает на морозе раньше, чем нормальный. Это тоже нужно иметь в виду накануне зимы.
Короче говоря, если при зарядке плотность электролита не увеличивается, нужно начинать копить деньги на новый.