Углы установки передних колёс с практической точки зрения влияют на расход топлива и износ резины. Правильно отрегулированное колесо катится строго параллельно траектории движения автомобиля и при этом сопротивление качению у него наименьшее, что и требуется.
Как показывает практика, в условиях гаража вполне возможно проверять и регулировать углы установки с достаточной точностью при помощи самых простых инструментов.
Когда нужно проверять углы установки колёс
Эти регулировки очень медленно изменяются со временем. Основная причина – естественная деформация кузова. Когда можно и нужно проверить эти углы:
1. После покупки автомобиля. Нового в том числе. У меня была машина, у которой с завода развал отличался от нормы на 1,5 см (Полтора сантиметра, Карл!). Это было заметно даже невооружённым глазом.
2. После ремонта ходовой. В частности, после замены шаровых.
3. Раз в 3-4 года, если вы ездите на одной машине подолгу.
Всего в передней подвеске есть три регулируемых угла. «На коленке» можно проверить два из них. Примечательно, что в современном руководстве по эксплуатации этот раздел отсутствует напрочь.
Но, по порядку. Сначала я нашёл в сети таблицу, в которой приведены нужные величины:
Угол продольного наклона
Это угол между вертикалью и осью, вокруг которой поворачиваются колёса при рулении. Благодаря этому колёса стремятся возвратиться из поворота к движению по прямой.
Мне неизвестен способ измерить этот угол «на коленке». И я не буду останавливаться на том, как его регулировать.
Развал
Как ясно из названия, у снаряженного автомобиля колёса «развалены»: расстояние между верхней частью колёс чуть больше, чем между нижней. Когда автомобиль загружен, они становятся почти параллельно.
В таблице указан угол отклонения колеса от вертикали в градусах. Я перевёл его в миллиметры, которые и буду измерять на диаметре диска (385 мм) с помощью рулетки и строительного уровня:
Sin 0.33° x 385 mm = 2.2 mm
Беру строительный уровень, ставлю его рядом с колесом вертикально и измеряю расстояние от уровня до обода в верхней и нижней точке. Разница – и есть интересующая меня величина. Разумеется, миллиметры «ловить» сложно. Но я хочу просто убедиться, что развал у моей машины «в пределах разумного».
При необходимости развал регулируется вращением эксцентрика в нижней части передней стойки.
Схождение
Схождение у переднеприводных машин отрицательное: колёса немного «растопырены» навстречу движению. Под действием тяговых сил люфты в шарнирах подвески выбираются и колёса при движении машины становятся параллельно. Этот угол сильнее всего влияет на расход бензина и скорость износа шин. Для его проверки у меня есть специальное приспособление.
Норма для схождения те же 2 мм при измерении на диаметре колеса. На практике приходится измерять на доступной части диска: рейка вставляется между дисками передних колёс сначала спереди, потом сзади. Чтобы получить результат поточнее, измеряю 5-6 раз и оцениваю среднее значение. Нужно получить «расхождение» около 1 мм.
Итог
На современных машинах углы по величине становятся всё меньше, измерять их всё труднее. Но для профилактики «суперская» точность не нужна. В конце концов любой автосервис с радостью сделает ту же работу точнее, но уже за деньги.
Комментарии (0)